Система управления компетенциями

Система упрощает поиск и найм новых специалистов, способствует развитию, удержанию сотрудников компании и накоплению необходимых компетенций - знаний, навыков и опыта.

Документация "Системы управления компетенциями"

Описание

Важная ценность высокотехнологичных компаний - сотрудники, обладающие нужными профессиональными компетенциями (знаниями, навыками и опытом), необходимыми для эффективного решения производственных задач с хорошим качеством в приемлемые сроки, для достижения поставленной цели.

Но не все компании формируют матрицы компетенций по должностям и рабочим ролям, с указанием необходимых знаний, навыков и опыта сотрудников. А при наличии, в большинстве случаев, матрица компетенций в организациях представлена в виде Wiki страниц(ы) с таблицами. Страничный формат не позволяет оперировать данными и проводить цифровую обработку.

Система управления профессиональными компетенциями предлагает цифровой вариант матрицы компетенций и связанных сущностей. Система предоставляет расширенные возможности для управления, презентации, анализа и формирования отчетности по профессиональным компетенциям - навыкам, умениям и знаниям.

Матрицу компетенций следует рассматривать как инструмент для принятия бизнес-решений на основе данных. Ее использование не ограничивается отделом кадров — вы можете применять матрицу ко всем командам и уровням: к отдельным сотрудникам, всей компании и ее клиентам.

Индивидуальный уровень:

Благодаря визуализированным требованиям, целям и должностным описаниям сотрудникам легче понять свои задачи и обязанности на непосредственном уровне, а также узнать ценность своего набора навыков. Более того, сотрудники видят, что им нужно освоить, чтобы подняться по карьерной лестнице, и кто может помочь им учиться внутри компании.

Командный уровень:

Матрица компетенций — это эффективный инструмент для малых и средних команд, поскольку она помогает получить представление о доступных и недостающих навыках для определенного проекта. Таким образом, команда может быстро найти необходимых людей и дополнить свою экспертизу для успешного развития проекта. Быстрота здесь является основной характеристикой, так как если у вас перед глазами сетка, вы знаете, каких специалистов вы ищете и сколько они стоят.

Уровень компании:

В более широком масштабе организация получает обзор своих ресурсов, оценивает пробелы и может выделить бюджет для устранения этих пробелов, либо наняв необходимых специалистов, либо запустив определенное обучение. Кроме того, внутренние ресурсы могут быть реструктуризированы для решения критически важных текущих задач или повышения эффективности там, где это необходимо. Более того, матрица компетенций помогает управлять бюджетом заработной платы, оценочными сессиями и адаптацией новых сотрудников.

Клиентский уровень:

Четкое понимание пробелов в навыках и способность быстро и эффективно их восполнять помогает компаниям-разработчикам программного обеспечения предоставлять более качественные услуги своим клиентам.

Таким образом компетенции могут быть представлены в нескольких контекстах:

  • Карта компетенций ИТ компании с привязкой к должностям и рабочим ролям.

  • Цифровой профиль сотрудника с компетенциями - знаниями, навыками и опытом.

  • Карьерный путь сотрудника, с генерацией списка необходимых компетенций (для "прокачки хард и софт скиллов"), в том числе формирование релевантной рекомендации прохождения курса (у компании-партнера) для повышения квалификации.

  • Генерация и презентация вакансий ИТ компании для соискателей на основе выбранных должностей и рабочих ролей.

  • Брендовая и имиджевая презентация компетенций ИТ компании для существующих и потенциальных клиентов ИТ компании, для соискателей работы в ИТ.

Процесс создания матрицы компетенций

Рассмотрим вариант процесса создания матрицы компетенций. Последовательность, которую могут использовать как небольшие стартапы, так и более крупные компании.

Основные шаги

  • Назначьте ответственного сотрудника, донесите важность и определите главный приоритет.

  • Установите ваши цели и конечные результаты.

  • Получите соглашения от основных заинтересованных сторон.

  • Разработайте архитектуру матрицы компетенций.

    1. Определите максимально возможную должность/грейд, которую вы планируете включить в матрицу.

    2. Найдите корреляцию между должностями/грейдами и компетенциями.

    3. Сформируйте таблицу. Используйте ось X, чтобы расположить должность/грейд и определите навыки сотрудников по оси Y.

    4. Составьте описания. Запишите все текстовые описания вашей таблицы.

  • При необходимости добавьте корпоративные аспекты, включая неписаные правила, конвенции и организационную практику.

  • Тестирование. Организуйте процесс тестирования, сотрудничая с фокус-группами внутри вашей компании. Это поможет вам собрать ценную информацию и отзывы от тех самых людей, которым понадобится взаимодействовать с вашими материалами.

  • Шаг внедрения, сбора и обработки отзывов. Поэтапный процесс внедрения упростит масштабирование новой культуры и подходов к управлению компетенциями. Собирайте и накапливайте обратную связь. Вносите корректировки в матрицу компетенций для ее улучшения.

Разработано и разрабатывается множество матриц для разных профессий, и каждая компания неизбежно создает свою собственный вариант матрицы. Потому важна систематизация и автоматизация данного процесса. Наша система предлагает архитектуру матрицы компетенций, автоматизацию ряда шагов процесса создания матрицы компетенций, оцифровку и представление данных.

Бизнес модель

Черновик бизнес модели проекта -

"Система управления компетенциями".

Кому

Клиенты - ИТ компании. Средние компании от 100 до 1000 человек.

Потребности клиентов:

  • Поиск, привлечение и онбординг новых сотрудников, обладающих нужными профессиональными компетенциями.

  • Повышение лояльности, удержание и профессиональное развитие сотрудников, согласно оптимальному карьерному пути.

  • Улучшение бренда ИТ компании за счет публикации профессиональных компетенций сотрудников.

Что

Система управления компетенциями предоставляет цифровой формат для профессиональных компетенций ИТ компании, сотрудников и соискателей работы в ИТ.

1 этап: Цифровая карта компетенций ИТ компании.

Конструктор цифровой карты компетенций ИТ компании для различных профессий по должностям и рабочим ролям, с требуемыми компетенциями - набором знаний, навыков и опыта, необходимого уровня. Презентация цифровой карты компетенций для сотрудников, соискателей работы, действующих и потенциальных клиентов ИТ компании.

2 этап: Вакансия ИТ компании.

Генератор вакансии на основе цифровой карты компетенций для заданной должности и рабочих ролей. Публикация вакансий с фильтрацией по компетенциям - набором знаний, навыков и опыта, необходимого уровня, для соискателей работы в ИТ.

3 этап: Цифровой профиль сотрудника.

Подготовка и презентация цифровых профилей сотрудников с компетенциями - набором знаний, навыков и опыта. Геймифицированное стимулирование развития сотрудников ("прокачка хард и софт скиллов" сотрудниками).

4 этап: Карьерный путь сотрудника.

Формирование оптимального карьерного пути сотрудника на базе разности компетенций по должностям и цифрового профиля, с учетом личностных предпочтений и сильных качеств, для удержания сотрудника и повышения лояльности.

Конкуренты

  • HeadHunter и прочие системы поиска работы.

  • Независимые HR-агенты.

  • Beehive - HR-платформа для автоматизации процессов адаптации, оценки и непрерывного развития сотрудников.

  • Моя команда - Облачная HR-платформа для автоматизации процессов и управления талантами.

  • …​

УТП

УТП отвечает на вопросы:

1 ЧТО? 2 КАК? 3 ПОЧЕМУ?

1 УТП:

Система управления компетенциями:

  • Упрощает поиск и онбординг новых сотрудников.

  • Презентует вакансии с актуальной и необходимой детализацией требований к знаниям, навыкам, опыту.

  • Нет систем, показывающих вакансии с точными и понятными требованиями.

2 УТП:

Система управления компетенциями:

  • Способствует профессиональному развитию сотрудников.

  • Элементы и процесс геймификации повышает интерес к прокачке хард и софт скиллов.

  • Привязка к реальному профилю сотрудника повышает ценность достижений.

3 УТП:

Система управления компетенциями:

  • Формирует лояльность сотрудников и упрощает их удержание.

  • Указывает карьерный путь специалистов.

  • Многие компании не используют системы, предоставляющие информацию для карьерного роста, с учетом текущего уровня сотрудника, его личных предпочтений и сильных качеств.

4 УТП:

Система управления компетенциями:

  • Повышает узнаваемость бренда и улучшает имидж компании.

  • Открытый цифровой формат карты компетенций повысит доверие текущих и потенциальных клиентов ИТ компании и привлечет внимание техно-гиков и специалистов (возможно, будущих сотрудников).

  • Имеющиеся карты компетенций не презентабельны, представлены в виде Wiki страницы и закрыты от внешнего доступа.

Сколько

Варианты монетизации:

  • Средние ИТ компании (Облако - SaaS).

Freemium - базовая функциональность бесплатна, расширенная по подписке:

100 руб. в месяц или 1 тыс. руб. в год за сотрудника.

  • Крупные ИТ компании (Сервер предприятия – In-House).

Cпециальное предложение по запросу.

Кто

Команда участников проекта, с указанием их ролей на проекте, имеющих как значительный опыт управления проектами и ИТ бэкграунд, так и юниоры (студенты).

Имя Роли на проекте Профессия/Занятие

Алексей

Project manager, Analyst

Менеджер по ИТ

Дмитрий

Tech leader, DevOps

Программист, контрибьютер проекта Универсальная модульная платформа, автор книги "Профессиональные компетенции разработки программного обеспечения"

Олеся

Tester, Tech writer

Специалист по тестированию в области ИТ

Иван

Backend developer

Студент

Александр

Backend developer

Программист

Алексей

Backend developer

Программист

Дмитрий

Front developer

Программист

Лидия

Designer

Специалист по дизайну графических пользовательских интерфейсов

<свободная вакансия>

Marketer

На текущий момент привлекаемое финансирование отсутствует. Планируемый вариант на ближайшее время, пока не привлечем финансирование (грант или инвестиции) - бутстрэппинг (использование собственных ресурсов и финансов).

Где

Основные форматы продвижения и продаж:

  • Диалоговые коммуникации.

  • Прямые продажи.

  • ИТ конференции.

  • ИТ интернет сайты и порталы.

Аватары персон

Аватары персон, влияющих на решения использования и покупки продукта.

1. HR-менеджер. Основная ЦА, доля 50%.

Девушка, 29 - 34 лет, Экстраверт, развитые софт скиллы - открытая и общительная. Знание психологии.

Потребности: требуется нанять ряд новых сотрудников на определенные должности с нужными знаниями, навыками и опытом.

2. Руководитель компании. Дополнительная ЦА, доля 20%. Мужчина, 45 - 49 лет, Прошедший советскую школу и проживший лихие 90-ые. Занятой, серьезный.

Потребности: использовать новые технологии найма, чтобы повысить эффективность процесса, сократить расходы и улучшить брендинг компании.

3. Руководитель отдела. Дополнительная ЦА, доля 20%.

Мужчина, 34 - 39 лет.Для компании численностью от 1000 человек и больше: Экстраверт, комбинация софт и технических скиллов. Ответственный, коммуникабельный.

Потребности: требуется быстро найти нужного нового сотрудника, для замены выбывшего, чтобы завершить проект.

4. Тимлид проекта. Дополнительная ЦА, доля 10%.

Мужчина, 30 - 35 лет. Интроверт. Преобладание технический скиллов - техно-гик. Открыт для новых технологий.

Потребности: в дружную команду требуется специалист с хорошими техническими знаниями и навыками, но не "душнила".

Как

Процессы

Процессы базируются на Scrum фреймворке.

Длительность спринта - 1 месяц.

Управление и контроль

Основной системой управления командой и контроля работы над продуктом, является система управления проектами со Scrum-доской.

По мере приобретения слаженности и опыта, ожидается самоорганизация команды, и смещение акцента от управления к контролю.

Scrum артефакты

Epic (эпопея) - группа, объединяющая пользовательские истории, которые ведут к ощутимому и очень важному результату. В таск трекере помечается меткой epic.

User Story (пользовательская история) — короткая формулировка намерения пользователя и того, что продукт должен сделать для него. В таск трекере помечается меткой story. Пользовательская история может разбиваться на задачи.

Task (задача). Задачи используются в Scrum для определения небольших приращений работы, которые необходимо выполнить во время спринта. В таск трекере помечается меткой task.

Пользовательские истории (User Stories), варианты использований (Use Cases) применяются для формирования требований и последующего тестирования.

Коммуникация

Онлайн коммуникация:

  • митинги (Discord);

  • чаты (Discord);

  • переписка (e-mail);

  • документация (Wiki и AsciiDoc);

  • таск трекер (GitLab);

  • Scrum-доска (GitLab);

  • автоматические нотификации процесса (GitLab + Discord).

Офлайн коммуникация:

  • мозговые штурмы;

  • тимбилдинг.

Статус проекта

Текущий статус проекта - MVP:

  • Презентация MVP

  • Сбор отзывов по MVP и их анализ

  • Доработка MVP

Дорожная карта проекта

2024: MVP

2025:

  • 1 этап: Цифровая карта компетенций ИТ компании.

  • 2 этап: Вакансии ИТ компании.

  • 3 этап: Цифровые профили сотрудников.

  • 4 этап: Карьерный путь сотрудников.

  • 5 этап: Интеграция с ИИ.

  • N этап: Интеграции с внешними системами.

Возможны интеграции "Системы управления компетенциями" с внешними системами. Публичный REST API и поддержка технологии множественной аренды (multitenancy) позволяет проводить клиентские кастомизации и интеграции с внешними системами.

Примеры интеграций:

  • с HR системами компаний-клиентов.

  • с системами трудоустройств.

Технологический стек

Развертывание системы

В порядке приоритета (в финале возможны оба вариантов):

  • Облако (SaaS).

  • Сервер предприятия.

Лицензия

Предположительные варианты (возможно двойное лицензирование, в зависимости от развертывания системы):

  • GNU AGPLv3 (GNU Affero, GNU Affero General Public License Version 3) (вариант - Облако).

  • Коммерческая лицензия (вариант - Сервер предприятия).

Подробнее о open-source лицензиях в статье Лицензия для вашего open-source проекта.

Архитектура проекта

Микросервисная архитектура.

Стек технологий

  • HTTP/HTTPS

  • OpenID Connect

  • OAuth 2.0

  • REST

  • OpenAPI

  • OpenTracing

  • Java

  • BPMN 2.0

  • …​

Языки программирования

  • SQL (database)

  • Java 17 (backend)

  • Python 3 (backend)

  • JavaScript/TypeScript (frontend)

Фреймворки

  • Spring 6/Spring Boot 3 (backend)

  • Vuejs (frontend)

  • …​

Инфраструктура

  1. Сервер коммуникации, версионного репозитория, репозитория артефактов ПО, непрерывной интеграции и доставки (CI/CD).

  2. Сервер с окружением тестирования (testing).

  3. Сервер-зеркало производственного окружения (staging).

  4. Серверы производственного окружения (production).

На этапе реализации MVP сервера 1 и 2 могут быть совмещены на одном физическом сервере, сервера 3 и 4 не требуются.

Для производственного окружения предполагается поднять для резервирования и масштабирования кластер из минимум 3 нод.

При использовании персональных данных требуется соблюдать Федеральный закон «О защите персональных данных» №152-ФЗ.

Структура системы

Основным приложением системы, реализующей главные бизнес функции, является микросервис "Менеджер компетенций".

Для реализации и сопровождения продукта используется Open Source платформа - Universal modular platform - UMP - универсальная модульная расширяемая открытая платформа для быстрого создания качественных масштабируемых микросервисов с использованием современных технологий, проверенных Open Source решений и гибких эффективных методик разработки.

Дополнительная функциональность программного продукта наращивается набором микросервисов:

  • микросервис управления конфигурациями арендаторов (клиентов) системы;

  • микросервис шаблонов (для генерации сообщений, документов и т.п.);

  • микросервис отправки и чтения электронной почты;

  • микросервис отправки и чтения SMS;

  • …​

Инструменты, системы разработки и базы данных:

  • Редакторы разработки: IntelliJ IDEA Community Edition (+ plugins), текстовый редактор.

  • Анализаторы исходного кода ПО - Checkstyle, PMD, SonarLint/SonarQube.

  • Системы тестирования: Postman, jMeter.

  • Инструменты документирования: Asciidoctor, PlantUML, GitLab (Wiki) и стандарты - OpenAPI.

  • Фреймворк - Scrum и система управления проектами - GitLab (Projects, Issues, Boards, Milestones).

  • Система ревью исходного кода ПО - GitLab (Merge Requests).

  • Инструменты - Git, GitLab (Repository) и процесс версионирования исходного кода ПО - Git Flow.

  • Система управления артефактами ПО (репозитории Maven, образов Docker и пр.) - Sonatype Nexus.

  • Система непрерывной интеграции и поставки ПО - Maven, GitLab CI/CD.

  • Оркестратор приложений - Kubernetes (серверное окружение) и Minikube (локальное окружение).

  • База данных - Postgres и инструменты управления БД psql, pgAdmin.

  • Система авторизации и аутентификации - Keycloak.

  • Системы логирования - Elasticsearch, Fluentd and Kibana (EFK).

  • Система трассировки - Jaeger (реализация стандарта OpenTracing).

  • Системы мониторинга - Prometheus, Grafana.

Дополнительная информация

Сompetency Manager MicroService

Микросервис "Менеджер компетенций"

Спецификация

Спецификация микросервиса "Менеджер компетенций".

Описание

Микросервис "Менеджер компетенций" реализует логику работы с компетенциями - знаниями, навыками, опытом и связанных с ними объектами предметной области.

Атрибуты

  • Наименование: ump-competencymanager-ms

  • Порт: 8053

Структура

  • ump-competencymanager-ms - микросервис.

  • ump-competencymanager-api - API микросервиса.

Протоколы

  • JDBC

  • HTTP

  • REST

База данных

  • Type: PostgreSQL

  • DB: ump

  • Schema: competencymanager

Документация

testing

  • Document

  • Swagger UI

  • OpenAPI

Frontend:

Требуется предварительная регистрация пользователя в системе (по умолчанию предоставляется роль USER с минимальными разрешениями) и его аутентификация.

Участники системы

Участники

Участники (actors) системы, входят в определенные группы (groups) пользователей и обладают соответствующими ролями (roles). Названия участников используются для описания пользовательских историй (User Story) и вариантов использований (Use Case).

Участники (actors):

  • User - любой зарегистрированный 'Пользователь' системы.

  • Admin - 'Администратор', обслуживающий систему от лица компании разработчика.

  • Tenant - 'Арендатор' системы, представитель компании, обслуживающий систему.

  • HR - 'HR' компании.

  • Employee - 'Сотрудник' компании.

  • Guest - 'Гость', незарегистрированный посетитель системы.

Группы

Группы (groups), которые включают в себя соответствующих участников системы:

  • guests

  • users

  • employees

  • hr-managers

  • tenant-admins

  • super-admins

  • tenants

Роли

Системные роли (Realm roles):

  • GUEST - роль 'Гость'. Предоставляет доступ только к публичной информации.

  • USER - роль 'Пользователь' системы. Роль любого зарегистрированного пользователя.

  • EMPLOYEE - роль 'Сотрудник'. Предоставляет доступ к открытым данным компании и своим данным.

  • HR_MANAGER - роль 'Менеджер кадрового отдела'. Предоствляет выборочный доступ к данным компании.

  • TENANT_ADMIN - роль 'Администратор арендатора' системы. Предоставляет полный доступ ко всем данным компании.

  • SUPER_ADMIN - роль 'Администратор' системы. Предоставляет полный доступ ко всем данным системы.

Доменная модель

Доменная модель представляет объекты предметной области и их взаимосвязи, в скобках указано название хранимой сущности (entity).

  • User (user) - зарегистрированный пользователь системы.

  • Profession (profession) - профессия.

Примеры наименований:

разработчик программного обеспечения
специалист по качеству программного обеспечения
системный аналитик
  • JobTitle (job_title) - должность, связана с профессией.

Примеры должностей:

position name

1

младший инженер-программист

2

инженер-программист

3

старший инженер-программист

4

ведущий инженер-программист

5

главный инженер-программист

  • JobRole (job_title) - рабочая роль, связана с профессией.

Примеры рабочих ролей:

name

бэкенд разработчик

фронтенд разработчик

Android разработчик

iOS разработчик

  • CompetencyCategory (competency_category) - категория компетенции, иеархическая структура.

    Примеры категорий компетенций:
    1. программирование
        - алгоритм
            - алгоритм сортировки
            - алгоритм поиска
        - интегрированная среда разработки
            - IntelliJ IDEA
            - Eclipse
        - язык программирования
            - Java
                - Java 11
                - Java 17
                - Java 21
        - фреймворк
            - Spring
                - Spring Boot
                - Spring Batch
    2. тестирование
        - юнит тестирование
        - интеграционное тестирование
        - регрессионное тестирование
        - нагрузочное тестирование
        - инструмент тестирования
            - jUnit
            - NUnit
            - jMeter
            - Postman
  • Competency (competency) - компетенция определенной категории, имеющая как минимум одну из характеристик: уровень знания, уровень навыка, уровень опыта или фактический опыт.

  • KnowledgeLevel (knowledge_level) - Уровень знания.

    Примеры уровней знания:
    - Java - знание уверенное;
    - нагрузочное тестирование - знание базовое.

Уровни и наименования уровней знания:

level name

0

отсутствует

2

начальный

4

базовый

6

средний

8

высокий

10

экспертный

  • SkillLevel (skill_level) - уровень навыка.

    Примеры уровней навыка:
    - Java 11 - навык уверенный;
    - Java 17 - навык начальный, развивается навык в настоящее время.

Уровни и наименования уровней навыка:

level name

0

отсутствует

2

начальный

4

базовый

6

средний

8

высокий

10

экспертный

  • ExperienceLevel (experience_level) - уровень опыта.

Уровни опыта:

level name requirements_description possession_description

0

отсутствует

опыт не требуется

опыт отсутствует

2

начальный

опыт до года

опыт до года

4

базовый

опыт от 1 года

опыт от 1 года до 3 лет

6

средний

опыт от 3 лет

опыт от 3 лет до 5 лет

8

высокий

опыт от 5 лет

опыт от 5 лет до 10 лет

10

экспертный

опыт от 10 лет и более

опыт от 10 лет и более

  • JobCompetency (job_competency) - рабочая компетенция, связана с должностью и(или) ролью.

    Примеры компетенций должности 'старший инженер-программист' и рабочей роли 'бэкенд разработчик'
    (представление данных может быть как в текстовом виде, так и графическом):
    - программирование - язык программирования
        - Java - знание уверенное;
            - Java 11 - навык уверенный, опыт от 2 до 3 лет;
            - Java 17 - навык начальный, развивается навык в настоящее время.
    - тестирование
        - нагрузочное тестирование - знание базовое;
        - инструмент тестирования
            - jUnit - навык базовый, опыт от 1 года;
            - jMeter - навык уверенный, использовался навык в течении последнего года, опыт от 1 до 2 лет.
  • UserCompetency (user_competency) - пользовательская компетенция, связана с зарегистрированным пользователем.

Диаграмма отношений сущностей

Диаграмма отношений сущностей, названия сущностей являются названиями таблиц в БД.

См. описание Entity Relationship Diagram.

Для отображения диаграммы требуется установить GraphViz.

EntityRelationshipDiagram

Установка

Установка микросервиса "Менеджер компетенций" может быть произведена в кластер Kubernetes 2-мя способами.

Автоматическая установка (CI/CD)

Автоматическая установка (CI/CD) проводится при обновлении версии приложения в ветке testing.

Ручная установка

Для работы REST API микросервиса "Менеджер компетенций", требуются:

  • база данных PostgreSQL:

jdbc.url: jdbc:postgresql://192.168.0.31:5432/ump-testing?currentSchema=competencymanager&stringtype=unspecified

  • шлюз (gateway), который устанавливается (однократно) с помощью Helm 3 командами:

helm repo update

helm install gateway -n ump-testing asvoip-helm-hosted/ump-gateway-hc \ --set appVersion=1.0-SNAPSHOT \ --set ingress.enabled=true \ --version 0.1.0

Установка (или обновление) микросервиса "Менеджер компетенций":

helm repo update

helm install competencymanager -n ump-testing asvoip-helm-hosted/ump-ms-hc \ --set image.repository=registry.asvoip.com/ump-competencymanager-ms \ --set appVersion=1.0-SNAPSHOT \ --version 0.1.0

Контакты

Если у вас остались вопросы о Системе управления компетенциями или есть предложения о сотрудничестве, напишите на адрес: